Налогообложение в Российской Федерации

С 1992 года в Российской Федерации действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.1991 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.

Безусловно, налоговая система современной России строится на определенных принципах, основанных на накопленном теоретическом и практическом мировом опыте.

В российском правоведении немало источников, где рассматриваются принципы налоговой системы (налогового права, налогового законодательства) в разнообразной трактовке. Эти принципы нередко делятся на экономические (социально-экономические), правовые и даже технические. При этом перечень различных принципов у разных авторов не совпадает. [1]

Статья 3 НК РФ устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах. Это и есть принципы всей налоговой системы России, и они таковы:

1.         Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы. Этот принцип закреплен в ст.57 Конституции РФ. Реализацию этого принципа значительно осложняют: завышение налоговых ставок, множественность налогов, сложность их исчисления, слабое знание налогоплательщиками налогового законодательства, умышленное уклонение от уплаты налогов.

2.         Всеобщность и равенство налогообложения. Принцип всеобщности А.Смит в свое время сформулировал следующим образом: «Все граждан государства должны содействовать поддержанию правительства…».[2]В Российском государстве различные категории населения имели те или иные льготы по налогам. С 1 января 2001 года количество субъектов, имеющих такие льготы, резко сокращено, и принцип всеобщности налогообложения стал более реальным. Равное налогообложение предполагает одинаковые налоговые ставки по всем видам налогов по отношению ко всем без исключения налогоплательщикам.

К сожалению, этот принцип по отношению к субъектам РФ носит декларативный характер. Некоторые республики имеют заниженные налоговые ставки федеральных налогов и соответственно намного меньше перечисляют денежных сумм в федеральный бюджет (Татарстан, Башкортостан и некоторые другие).

3.         Справедливость налогообложения. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Неравное налогообложение – несправедливое налогообложение. Суть справедливого налогообложения сформулировал Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 4 апреля 1996 года № 9-П «По делу о конституционности ряда нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное место жительства в названные регионы». (РГ. – 1996. – 17 апреля). Конституционный Суд отметил, что  справедливое налогообложение – это налогообложение, основанное на Конституции, и оно не должно лишать граждан возможности реализовывать свои конституционные права, такие, например, как право на собственность, право на жилище, право на достойное существование и т.д.

Налогообложение, парализующее реализацию гражданами их конституционных прав, должно быть признано несоразмерным.

4.         Экономическая обоснованность налогов. Она предполагает наиболее оптимальное соотношение между доходами организаций и физических лиц и налоговой ставкой, правильное определение налоговой базы.

Экономически обоснованные налоги стимулируют развитие экономики и цивилизованных рыночных отношений, служат укреплению государственности и обеспечивают социальную поддержку населения. Этой же цели служат и продуманные налоговые льготы. Они бывают двух видов.

Одни направлены на развитие предпринимательства, бизнеса, рыночной экономики. Таковы, например, освобождение от налога на прибыль части прибыли, используемой для капитальных вложений в производство; освобождение от налогов дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам в случае вложения этих средств внутри предприятия на техническое перевооружение, реконструкцию, развитие малого бизнеса.

Другие призваны обеспечить социальную поддержку малообеспеченных слоев населения, например, льготы, направленные на благотворительные цели, освобождаются от налога на  прибыль в размере не  более 5% облагаемой налогами прибыли. Освобождаются от налога на прибыль организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и т.д.

5.         Законность налогообложения и взимания налогов. Этот принцип четко закреплен в Конституции РФ, ст. 5 которой гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Требованиям законности должно отвечать не только налогообложение, но и процедура взимания налогов. Соблюдение порядка исчисления налога и сроков взимания его исключение ошибок и злоупотреблений со стороны налоговых органов и должностных лиц должно стать правилом.

6.         Федеральный принцип налогообложения и взимания налогов.

7.         Определенность налоговой системы.

Все налоговые правоотношения в РФ строго урегулированы налоговым законодательством. Под термином «налоговое законодательство» понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.96 г.[3] указал, что “установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти».

Таким образом, понятие «законно установленный» включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.[4]

Вторым по юридической силе после Конституции РФ нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение в РФ, является Налоговый Кодекс РФ, вступивший в силу 31.06.1998 года.

Согласно ст. 1. Налогового Кодекса РФ, Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (перечисленные выше), в том числе:

1.    виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

 

3.    основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

 

5.    принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

 

7.    права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; (см. текст в предыдущей редакции)

 

8.    формы и методы налогового контроля;

 

10. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

 

12. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. (см. текст в предыдущей редакции)

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 27 декабря 1991 года N 2118-1 впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом большая часть суммы сборов федеральных налогов должна зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.

2. Региональные налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

3. Из местных налогов общеобязательны только 2 – налог на имущество физических лиц и земельный.

Перечень налогов, существовавший в РФ в 90-е годы XX века приведен в следующей таблице (Приложение 2.)

Виды  налогов в Российской Федерации начала XXI века перечислены в Ст. 13-15 Налогового Кодекса РФ. Их классификацию можно увидеть на примере приведенной таблицы (Приложение 3.)

Если проанализировать данные вышеприведенных таблиц, можно сделать вывод о том, что налоговая система в РФ идет по пути упрощения.

Налоговые органы Российской Федерации - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

Главной задачей налоговых органов в РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, настоящим Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

 

Таким образом, проанализировав практику структуру налогообложения в РФ и в зарубежных государствах, можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация в выстраивании собственной налоговой системы активно применяет мировой практический и теоретический опыт. В частности, в российской практике был заимствован принцип разделения налогов и сборов по уровням: федеральным, региональным и местным. Перечень основных видов налогов также идентичен налогам, входящим в состав налоговых систем зарубежных стран. Практика проведения выездных налоговых проверок так же применяется и российскими налоговыми органами и т.д. Конечно, резкий переход к рыночной экономике, имевший место в РФ в конце XX века, создал ситуацию, при которой новая система формирования государственного бюджета, в частности, налоговая система государства, не могла выстроиться постепенно. Если проанализировать налоговое законодательство России за последние 20 лет, можно заметить, что оно претерпело существенные изменения и имеет все предпосылки к дальнейшему совершенствованию. Развитие налогового законодательства в РФ по пути унификации с законодательствами других государств будет еще больше способствовать интеграции нашей страны в мировую экономику, а создание более простой и доступной для понимания налоговой системы – большей эффективности процесса взимания налогов и сборов с налогоплательщиков.

[1] Бабаевы 34

[2] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – Спб., 1907. С.215

[3] Постановление КС РФ от 4 апреля 1996 года. № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, пребывающих на постоянное место жительство в указанные регионы»// СЗ РФ. 1996. № 16.

[4] См.  Пепеляев С. Г. К вопросу о налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый вестник. 1997. № 5. С. 23

Как бороться с отказом Росреестра, или Сердюков, ты прав!

- Вы хотите выиграть суд у "Росреестра"? Вы сумасшедшие! "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!" Родные и знакомые, услышав "на кого мы руку подняли", качали головами с видом полной безнадеги. Новости, сообщавшиеся в это время СМИ, так же не добавляли оптимизма...

Главное для собственника недвижимости – порядок в документах.

В России, впрочем, как и за рубежом, одним из важных моментов для владельцев коммерческой недвижимости является задача сохранности своей собственности, в том числе и права на нее. Немаловажно для решения этой задачи грамотно оформить документы, как на этапе приобретения, так и в любой отрезок времени владения...

РИЭЛТОР – НЕ ЮРИСТ!

Избитая тема: мошенничество в области недвижимости. Сколько статей написано, сколько снято телепередач, сколько услышано рассказов друзей, знакомых, соседей и прочих интересующихся о различных махинациях, случившихся с кем-то. Наслушавшись таких «страшилок», эти же люди обращаются в риэлторские агентства или отправляются в путешествие под названием «Покупка недвижимости» самостоятельно. При этом зачастую они сами становятся участниками печальных событий...

«За» и «против» регистрации аренды

В период кризиса, когда компании все чаще задумываются о сокращении расходов, встает вопрос: регистрировать или не регистрировать договор аренды. Конечно можно сэкономить и не регистрировать, но какие преимущества Вы тогда теряете?...

  Главная | Регистрация недвижимости | Юридические услуги | Регистрация предприятий | Защита в Арбитраже | Регистрация земли | Контакты
© Alfa & Omega  1998 - 2018          При полном или частичном использовании материалов ссылка на данный сайт обязательна. info@alfa-omega.su