Практика реализации функции налогообложения в современных государствах

 

§ 1. Налогообложение в зарубежных странах на примерах США и Германии

Налогообложение в США

Система налоговых органов в США имеет 3 уровня:

1.    на верхнем уровне СВД (Службы Внутренних Доходов), осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и сбором федеральных налогов — подоходного налога, налога на недвижимость, налога на дарения, а также некоторых акцизов. Там хорошо развита и финансируется автоматизация системы сбора налогов, а также распространение системы безналичных расчетов.;

2.    на среднем уровне действуют налоговые службы штатов, собирающие налоги и сборы, вводимые законодательными собраниями штатов. Эти налоги поступают в бюджеты штатов;

3.    на нижнем уровне — местные налоговые органы, которые взимают налоги, вводимые местными органами власти. Ставки налогов устанавливают налоговый инспектор, председатель совета школ и руководитель муниципалитета.

Представительные органы штатов могут вводить только те налоги, которые не противоречат налоговому законодательству США, а местные органы, — если они не противоречат законодательству штата.

Налоговые службы самостоятельны и не подчинены друг другу, хотя и взаимодействуют между собой. Так как часто налоги одновременно взимаются в федеральный бюджет и бюджет штатов, то налоговые службы этих уровней должны координировать свои действия и объединять усилия при работе с налогоплательщиками. Например, СВД предоставляет налоговым службам штатов информацию, участвует в программах по оказанию помощи налогоплательщикам в выполнении ими своих налоговых обязательств, проводит обучение сотрудников местных и штатных налоговых служб, участвует и в других совместных программах. Федеральная налоговая служба работает эффективнее, чем налоговые органы штатов. Это объясняется тем, что большая часть налогов на федеральном уровне удерживается автоматически из зарплаты.

Большинство штатов, округов и муниципалитетов пользуются федеральной налоговой системой как базой для разработки своих налогов. При этом в каждом штате имеется своя форма налоговой декларации, которая, обычно, значительно меньше по объему, а ставки ниже, чем федеральные.

Деятельность СВД направлена на обеспечение получения государственной казной налоговых поступлений в надлежащем объеме при минимальных издержках.

Основными задачами налоговой службы США являются:

1) увеличение поступлений от добровольной уплаты налогов;

2) облегчение процедуры уплаты налогов для налогоплательщиков;

3) повышение качества и эффективности работы службы и более полное удовлетворение запросов клиентов.

СВД, будучи структурным подразделением министерства финансов США, осуществляет федеральные налоговые программы, утвержденные конгрессом. Чтобы успешно решать задачи сбора и обработки налоговых деклараций и информации о доходах, СВД располагает по стране 7 региональными отделениями, которые осуществляют налогообложение сразу в нескольких штатах, 65 окружными бюро, 9 центрами обслуживания (в двух регионах имеется по два Центра обслуживания)  и двумя расчетными центрами, в которых работают более 115 тысяч человек. При каждых четырех региональных управлениях действует Центр по рассмотрению жалоб Министерства финансов, подчиняющийся непосредственно руководителю управления. Структура налогового управления строится не по видам, налогов, а по функциональным признакам, так, на пример там выделяют следующее виды служб: Служба отработки налоговых, Служба проверки налоговых деклараций, Служба взимания налогов, Служба криминальных расследований, Отдел обслуживания налогоплательщиков (любой налогоплательщик может по "горячей линии" бесплатно по телефону получить консультацию по интересующему его вопросу), Служба пенсионных программ и некоммерческих организаций, Международный отдел занимается налогообложением многонациональных корпораций, иностранных компаний в США, американских компаний за границей, вопросами двойного налогообложения и др.

В США бытует изречение, что существуют две обязательные вещи: отойти в мир иной и платить налоги. И граждане США серьезно относятся к своим обязанностям платить налоги.

В основе системы налогообложения США лежит принцип самостоятельного заполнения и подачи налоговых деклараций с указанием размера годового налога, суммы запрашиваемого зачета уже произведенных платежей и оставшейся не уплаченной суммы.

Все физические и юридические лица обязаны ежегодно заполнять налоговые декларации независимо того, платят налоги или нет, если только они не освобождены от подачи деклараций законом. Всем присваивается идентификационный номер, что облегчает работу налоговых служб с налогоплательщиками.

Несмотря на наличие в высшей степени независимых налоговых служб штатов, обусловленное их суверенитетом, предоставленным Конституцией США, имеется ряд соглашений по сотрудничеству налоговых служб, как штатов и Федерации, так и различных штатов. Целью таких соглашений является в первую очередь упрощение налогообложения и ослабление административного  и налогового бремени для налогоплательщиков, особенно тех, которые действуют во многих штатах.[1]

Для современной американской налоговой системы характерно параллельное использование основных видов налогов как федеральным правительством, так и правительствами штатов и местными органами власти. Структура налоговой системы США представлена в приложении 1.[2]

Законодательное регулирование налоговых правоотношений в США осуществляется через систему нормативно-правовых актов.

1.    Конституция США. Так, Ст. I раздела 2 Конституции США гласит, что прямые налоги распределяются по штатам согласно численности населения. Раздел 9 той же статьи запрещает обложение прямыми налогами без распределения по штатам.  Стоит отметить, каждый штат, в свою очередь, собирает с населения налоги согласно своей внутренней Конституции.

2.    Налоговый кодекс США(IRC). Ныне действующий Налоговый кодекс, известный как Налоговый кодекс 1986 г. с внесенными в него поправками или просто как Кодекс, представляет собой раздел 26 Кодекса федеральных законов США. Нормы, содержащиеся в кодексе, обладают высшей законодательной силой при исследовании вопросов, связанных с налогообложением при его планировании и контроле за соответствием практики налогообложения требованиям, содержащимся в кодексе. Положения кодекса охватывают подоходный налог, налог на дарение, взносы в фонд страхования по безработице, налог на спиртные напитки и табачные изделия и др. акцизные сборы. В данном документе определены виды налогов США, основные обязанности налогоплательщиков.

Например, Статья 1 IRC устанавливает налоговую ставку с налогооблагаемого дохода каждого индивида, Статья 63 IRC определяет налогооблагаемый доход как полный доход  за минусом вычетов.

3.    Подзаконные нормативные акты министерства финансов США

4.    Информационные письма Службы внутренних доходов

5.    Нормы прецедентного права. Суды установили судебные доктрины, применимые к налоговому законодательству. Судебные доктрины используются судами, Конгрессом США и Казначейством в процессе применения закона и при разработке новых законов и правил.

Ниже следуют примеры некоторых судебных доктрин, применимых к налоговому законодательству:

• Правило выигрыша на налогах. Полученная в следующем году обратно денежная сумма, в результате использования которой в предшествующем году был получен выигрыш на налогах, подлежит налогообложению, и получатель бонуса (выигрыша) должен уплатить налог на эту сумму за год получения выигрыша на налогах.

• Презумпция получения дохода. Налогоплательщик, использующий кассовый метод бухучета, не может исключить из налогообложения получение дохода, если средства были однозначно выделены в предшествующем году (т. е. работник должен уплатить налог на бонус, полученный в конце года именно за этот год, хотя, возможно, он и отложил получение наличных по чеку с суммой бонуса до наступления следующего года).

6.    Международные договоры США по вопросам налогообложения

 

Налогообложение в ФРГ

Принципы и построение налоговой системы Германии

 

Со XX века в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

-         налоги по возможности минимальны;

-         минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

-         налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

-         налоги соответствуют структурной политике;

-         налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

-         система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;

-         налоговая система исключает двойное обложение;

-         величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства. [3]

Налоговая система ФРГ включает в себя следующие виды налогов:

1.    Подоходный налог на физических лиц;

2.    Налог на корпорации;

3.    Налог на добавленную стоимость;

4.    Промысловый налог;

5.    Налог на имущество;

6.    Поземельный налог;

7.    Налог, уплачиваемый при покупке земельного участка;

8.    Страховые взносы;

9.    Налог на наследство и дарения;

10. Автомобильный налог;

11. Налог на содержание пожарной охраны;

12. Акцизы на кофе, сахар, минеральные масла, виноводочные и табачные изделия;

13. Таможенные пошлины;

14. Сборы, идущие на развитие добычи нефти на территории Германии.

Общая сумма налоговых поступлений делится примерно на следующие части: федерация – 48%, земли – 34%, общины – 13% (остаток поступает в Фонд выравнивания бремени и долю ЕС). Кроме того, существует ещё церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие для всех видов налогов, находятся в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми органами тайны относительно налоговой информации и принцип равномерности налогообложения. По компетенции взимания налоги подразделяются на федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные.[4]

Немецкое государство имеет право на взыскание налогов со своих граждан лишь при условии законодательного подтверждения этого права. Для удержания налогов также необходимы определённые фактические основания, прописываемые в законе. При наличии таких оснований финансовое управление ФРГ обязано назначить законный размер налогов и осуществлять их сбор. Финансовому управлению официально запрещено вступать в какие-либо переговоры или заключать соглашения о ставке налога, оно должно обеспечивать справедливое распределение налогообложения.

Отдельные налоги не регламентированы в общем налоговом законодательстве, но почти для каждого налога существует налоговый закон .

Налоговые законы призваны учитывать специальные экономические факторы и особые обстоятельства, как доходы, чрезмерно высокие прибыли и расходы. Гражданство лица как правило не играет роли при налогообложении.

Обо всех налогах, которые должны выплачивать граждане, регулярно сообщается в письменных извещениях налогового органа. При несогласии гражданина с решением налогового органа или постановлением финансового управления он может обжаловать это решение. Вначале как правило прибегают к такой внесудебной мере как заявление протеста. Протест должен быть направлен в финансовое управление, издавшее постановление, в течении определённого срока (как правило он ограничен месяцем). Если протест не возымеет действия, налогоплательщик вправе предъявить иск в суд. В извещениях о налогах обычно даётся ссылка на возможности обжалования решения.[5]

Специального налогового ведомства в ФРГ не существует. Налоговые инспекции входят в финансовую систему, структура построения которой здесь довольно своеобразна. Она отражает федеративное построение государства, относительную самостоятельность земель: существует Федеральное министерство финансов и земельные министерства финансов. В каждой земле, кроме того, есть так называемая Верховная финансовая дирекция (Главное финансовое управление), подчиненная одновременно и Федеральному, и земельному министерствам финансов (является и федеральным, и земельным органам). Верховной финансовой дирекции подчинены налоговые инспекции и таможенные органы.

В Федеральном министерстве финансов наряду с другими имеются управления: пошлин и акцизов, имущества и налогов со сделок, финансовых взаимоотношений между Федерацией и землями. Они занимаются и земельными налогами, но указаний землям давать не могут. В земельном Министерстве финансов существует налоговый отдел с подразделениями по отдельным налогам.

В Верховной финансовой дирекции, являющейся по существу посредническим органом, также есть отдел пошлин и налогов на предметы потребления, относящийся к федеральной части дирекции, и отдел налогов на имущество, относящийся к земельной части. Наряду с федеральными и земельными государственными чиновниками в ФРГ имеются консультанты по налогам. Это не работники Министерства финансов, но последний выдает им лицензию на право деятельности. Они дают платные консультации. Профессия весьма необходимая, так как налоговое законодательство ФРГ довольно сложно.

Органы финансового сыска ФРГ работают в тесном взаимодействии с уголовной полицией и прокуратурой. Они могут проводить расследование как по запросам последних, так и по собственной инициативе. Сотрудники финансового сыска принимают также участие в следственных мероприятиях по уголовным делам, если они касаются наряду с другими обстоятельствами правонарушений в сфере налогообложения.

1. Налоговая полиция ФРГ – «Штойфа»: права и полномочия.

Специальным органом министерства финансов ФРГ, в компетенцию которою входят вопросы практической реали­зации налоговой политики страны, является налоговая полиция - "Штойфа" (“Steufa”).

В большинстве земель "Штойфа" является составной частью министерства финансов. Оперативно-розыскные подразделения и следственный ап­парат "Штойфы" занимаются расследованием правонарушении, связанных с сокрытием доходов и уклонением от уплаты налогов, а также под прокурорским надзором осуществляют специальные оперативные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению различных видов преступлений в экономической сфере.[6]

Необходимо отметить, что Уголовный кодекс Германии содержит лишь три параграфа, предусматривающих ответственность за правонарушения в сфере налогообложения.

Так, § 353 предусматривает ответственность за незаконное взимание непредусмотренных сборов и уменьшение платежа. Параграф 355 УК ФРГ устанавливает ответственность за нарушение налоговой тайны. Ответственность за нарушение обязанности ведения бухгалтерских книг предусмотрена § 283b УК ФРГ.

Примечательно, что санкция за налоговое правонарушение в виде лишения свободы может быть предусмотрена как Уголовным, так и Налоговым Кодексами ФРГ. Так, например, в соответствии с § 370 Налогового кодекса в особо слож­ных случаях предусмотрено лишение свободы сроком до 10 лет, например, если лицо в результате уклонения от уплаты налогов получило доход в крупном размере и при этом использовало фальшивые документы.

С целью выявления налоговых правонарушений налоговые органы ФРГ могут проводить налоговые проверки отдельных предприятий. В соответствии с Положением о проведении финансовой проверки, утвержденным Минфином ФРГ по согласованию с Бундесратом ФРГ, налоговая проверка проводится с целью установления и оценки обстоятельств дела, имеющих существенное значение для налогообложения, а не для изыскания дополнительных налогов. При назначении и проведении проверки учитываются принципы соразмерности средств, потраченных на проведение проверки, предполагаемым результатам и наименьшего вмешательства в дела предприятия.

Налоговый орган принимает по собственному усмотрению решение о назначении проверки, ее сроках и объеме.[7]


[1] См. Пикунов Н.И. Организация работы налоговых органов США, //Финансы, № 6, 1995 г.

[2] См. Налоговые системы развитых стран мира С. 22-23

[3] См. Базедов П., Шахиджанян Р.Г. Справочник. Налоговая система Германии. Декларация налогоплательщика. - М.: Полиглоссум, 2005. С.27.

[4] Налоги в Германии. http://www.asvtn.ru/18.shtml

[5] См. Базедов П., Шахиджанян Р.Г. Справочник. Налоговая система Германии. Декларация налогоплательщика. - М.: Полиглоссум, 2005. С. 10

[6] См. Болтроменюк В. “Германия: «Штойфа» выходит из тени”, //Налоговая милиция, М, № 5, 1997 г. С.13

[7] См. Сашичев В.В. “Опыт организации налоговых проверок в ФРГ и некие трудности совершенствования процедур налогового контроля в России”, //Налоговый вестник, М, № 10, 1997 г. С. 34


Как бороться с отказом Росреестра, или Сердюков, ты прав!

- Вы хотите выиграть суд у "Росреестра"? Вы сумасшедшие! "Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!" Родные и знакомые, услышав "на кого мы руку подняли", качали головами с видом полной безнадеги. Новости, сообщавшиеся в это время СМИ, так же не добавляли оптимизма...

Главное для собственника недвижимости – порядок в документах.

В России, впрочем, как и за рубежом, одним из важных моментов для владельцев коммерческой недвижимости является задача сохранности своей собственности, в том числе и права на нее. Немаловажно для решения этой задачи грамотно оформить документы, как на этапе приобретения, так и в любой отрезок времени владения...

РИЭЛТОР – НЕ ЮРИСТ!

Избитая тема: мошенничество в области недвижимости. Сколько статей написано, сколько снято телепередач, сколько услышано рассказов друзей, знакомых, соседей и прочих интересующихся о различных махинациях, случившихся с кем-то. Наслушавшись таких «страшилок», эти же люди обращаются в риэлторские агентства или отправляются в путешествие под названием «Покупка недвижимости» самостоятельно. При этом зачастую они сами становятся участниками печальных событий...

«За» и «против» регистрации аренды

В период кризиса, когда компании все чаще задумываются о сокращении расходов, встает вопрос: регистрировать или не регистрировать договор аренды. Конечно можно сэкономить и не регистрировать, но какие преимущества Вы тогда теряете?...

  Главная | Регистрация недвижимости | Юридические услуги | Регистрация предприятий | Защита в Арбитраже | Регистрация земли | Контакты
© Alfa & Omega  1998 - 2018          При полном или частичном использовании материалов ссылка на данный сайт обязательна. info@alfa-omega.su